Турботаймер что это такое


глушить сразу или дать остыть? Мнения экспертов — журнал За рулем

Двигатели с наддувом нельзя глушить сразу — им надо дать поработать минуту-другую на минимальных оборотах холостого хода, чтобы остыл турбокомпрессор. Это утверждение пришло из конца прошлого века. Справедливо ли оно сегодня? Нет! Если, конечно, производитель не сэкономил, а такие примеры тоже есть.

Почему возможен перегрев

Материалы по теме

Источником энергии турбокомпрессора являются раскаленные выхлопные газы ДВС: чем выше их температура и давление, тем интенсивнее крутится ротор турбокомпрессора. Турбокомпрессор нагревается по трем причинам: от горячих газов, поступающих в турбинную часть, от сжатия воздуха в компрессоре и от трения в подшипниках. Максимальный нагрев происходит при работе двигателя на пике мощности. Это проявляется при движении на высоких скоростях по магистрали. Одно из самых провокационных мест — бензоколонка на скоростной магистрали. Всего несколько десятков метров от трассы — и мотор надо глушить.

Другая возможность сильно нагреть турбокомпрессор — это езда в тяжелых условиях: по бездорожью и т. п. Максимальную мощность мотор при этом не разовьет, поскольку колеса сорвутся в пробуксовку. Однако отсутствие встречного воздушного потока способствует росту температуры двигателя, а заодно и турбокомпрессора. Перегрев возможен и при движении в горах с большим количеством подъемов, а также с прицепом.

Но пик неприятностей наступает не во время работы, а потом! После остановки двигателя охлаждение раскаленного турбокомпрессора резко ухудшается. Масло уже не подается, тепло уходит в подшипниковый узел, остатки смазки в подшипнике и его уплотнениях начинают закоксовываться. Со временем это приводит к ухудшению уплотнения и нарушению расчетного режима работы подшипника. А вращение ротора без подачи масла под давлением провоцирует появление задиров.

Системы жидкостного охлаждения турбокомпрессора также прекращали работу после остановки мотора и, соответственно, не отводили тепло от агрегата наддува. Поэтому и появились рекомендации не глушить моторы сразу, а дать им поработать какое-то время на минимальных оборотах холостого хода. Масло и охлаждающая жидкость при этом будут циркулировать, температура выпускных газов, поступающих в турбинную часть, понизится — в итоге турбокомпрессор остывает, а затем мотор можно безбоязненно глушить.

Турбокомпрессор с «рубашкой» охлаждения: 1. Корпус компрессора 2. Подшипниковый узел 3. Колесо компрессора; 4. Пневмокамера управления давлением наддува 5. Корпус подшипников 6. Подвод охлаждающей жидкости 7. Клапан регулировки давления наддува 8. Корпус турбины 9. Колесо турбины 10. Отвод охлаждающей жидкости.

Турбокомпрессор с «рубашкой» охлаждения: 1. Корпус компрессора 2. Подшипниковый узел 3. Колесо компрессора; 4. Пневмокамера управления давлением наддува 5. Корпус подшипников 6. Подвод охлаждающей жидкости 7. Клапан регулировки давления наддува 8. Корпус турбины 9. Колесо турбины 10. Отвод охлаждающей жидкости.

Турботаймер и циркуляционные насосы

Материалы по теме

Рекомендация тут же породила появление новых электронных примочек — турботаймеров. После поворота ключа зажигания двигатель будет пару-тройку минут работать на минимальных оборотах, чтобы охладить турбину и продлить срок ее службы. Одними из первых турботаймеры предложили разработчики охранных систем, добавив в сигнализацию новую функцию для владельцев автомобилей с турбонаддувом. Предложение стало пользоваться спросом, а потому появились отдельные электронные блоки, выполня­ющие функцию отложенного выключения двигателя.

Штатно же турботаймеры не устанавливают даже на автомобили с заряженными двигателями. И не потому, что проблема куда-то пропала — принципиально в ДВС ничего не поменялось. Да, изменились и стали более совершенными конструкции, материалы и смазки, но перегрева турбокомпрессоры по-прежнему не любят. Может, автопроизводители применяют иные средства защиты турбокомпрессоров от перегрева?

Некоторые компании (в частности, Porsche, Volkswagen, Skoda, Jaguar) на многие модели с турбонаддувом устанавливают электрические циркуляционные насосы, которые при необходимости подают к турбокомпрессору охлаждающую жидкость. В том числе и после остановки двигателя — антифриз некоторое время циркулирует через агрегат, препятствуя его перегреву. Напоминает аналогичный режим работы электровентиляторов системы охлаждения, реализованный на большинстве современных автомобилей. Мотор выключен, а вентилятор продолжает крутиться. Понятно, что в этом случае в турботаймере нет необходимости.

Многие автопроизводители перекладывают функцию интеллектуального турботаймера на водителя! В большинстве инструкций отмечено, что после эксплуатации автомобиля в режимах, близких к предельно допустимым, рекомендуется перед выключением мотора дать ему поработать без нагрузки в течение нескольких минут. То есть советы остались теми же, что и десятилетия назад.

В прошлом году из 25 самых продаваемых в России моделей турбокомпрессорами были оснащены пять. При этом дополнительный электрический насос, охлаждающий турбокомпрессор, используют в трех моделях — это Skoda Kodiaq, Skoda Octavia A7 и VW Tiguan. Выходит, большинство производителей сравнительно доступных автомобилей не заморачивается подобными проблемами. Логика проста: удорожания не происходит, а гарантийный срок автомобиль, скорее всего, и так выходит. Что дальше — забота владельца.

Не глушите мотор сразу — дайте ему поработать на минимальных оборотах. Условия работы турбокомпрессора — очень тяжелые, а новшеств, делающих его бессмертным, не появилось.

Наши рекомендации

Материалы по теме

Автопроизводители уверяют, что турбокомпрессоры сегодня не боятся перегрева. Например, компания Renault поясняет, почему бензиновый двигатель ТСе 150, установленный на Аркане, не нуждается в обязательном охлаждении турбины перед его выключением. Дескать, в ходе разработки эти моторы испытывали 40 000 часов на стендах, что соответствует 14 годам эксплуатации по 8 часов каждый день. Поэтому рекомендации «погонять на холостых» носят рекомендательный, а не обязательный характер.

Мы придерживаемся иного мнения. Условия работы турбокомпрессора — очень тяжелые, а принципиальных новшеств, делающих его бессмертным, пока не появилось. К тому же это недешевый агрегат: ремонт ударит по карману, когда гарантия закончится. И если ваш автомобиль не оборудован электрическим насосом, качающим охлаждающую жидкость после остановки, настоятельно рекомендуем выдерживать паузы в одну-две минуты, прежде чем глушить мотор, поработавший на пределе. Однако как понять, есть такой насос на вашей машине или нет? Например, на слух: после интенсивной езды остановить мотор и прислушаться, есть ли характерное жужжание. Но лучше перестраховаться, ­даже если автопроизводитель говорит, что ­проблем не будет.

Альтернативный комментарий специалиста

Денис Загарин, руководитель Центра испытаний НАМИ

Денис Загарин, руководитель Центра испытаний НАМИ

За 11 лет работы на полигоне я ни разу не встретил автомобиль с турбонаддувным двигателем, который был бы оснащен турботаймером в базовом оснащении. Видимо, производители считают, что при нормальной эксплуатации, применении качественных смазочных материалов и топлива, а также при правильном и своевременном выполнении ТО и ремонта проблем с турбокомпрессором не будет.

Агрегат наддува обладает достаточным ресурсом, и его охлаждение с рабочих и расчетных температур будет происходить за счет инерции. Запаса жаростойкости примененных материалов также хватит.

  • Продлить срок службы узлов и агрегатов автомобиля можно при помощи специальных присадок. Лучше всего себя зарекомендовали продукты от SUPROTEC и VALENA.

Зачем нужен турботаймер и есть ли от него толк | OVER 9000

Почти все владельцы автомобилей с турбонаддувом, да и не только, слышали о таком чудо-устройстве. Поговаривают, что с ним "турбина дольше проживет". Но технический смысл сего заклинания знает от силы каждый пятый. Сегодня предлагаю разобраться в том, что же за такой таймер спасает нам турбины, и спасает ли вообще. И поэтому, для начала... А вот теории сегодня будет довольно много, но без неё не понять зачем этот таймер нужен. Но не пугайтесь - я простыми словами, всё поймёте. :)

Как мы уже знаем из статьи про смысл и устройство турбонаддува, принудительный нагнетатель нужен для более полного наполнения цилиндров воздухом. Ибо, чем больше воздуха вогнали - тем больше можно залить топлива, и тем мощнее "рванёт" смесь, толкая поршень. Это очень коротко и упрощенно. А также, в рассказе про связь (а точнее, её отсутствие) уровня и давления масла я говорил, что большинство деталей автомобильного двигателя при работе перемещается в так называемом масляном клине - то есть, без непосредственного контакта металла о металл. Иначе, ресурс любого мотора исчислялся бы не сотнями тысяч километров, а в лучшем случае, десятками - как у танковых, например.
Нагнетатель воздуха (для упрощения сегодня будем называть его просто турбиной) относится к числу таких узлов. Вал с крыльчатками вращается в своих втулках не контактируя с ними. Справедливости ради нужно отметить, что есть еще низкооборотистые турбины на обычных подшипниках качения, но применяются они ныне довольно редко и сегодня не о них. Так вот, на большинстве турбин "бесконтактная" реализация вращения не только кратно увеличивает ресурс деталей, но и способствует лучшему охлаждению. Во-первых, если нет механического трения, нет и нагрева элементов подшипника. А во-вторых, масляный клин (или "масляная подушка") между валом и его втулками постоянно обновляется: любая турбина имеет свою выделенную магистраль, через которую циркулирует масло, постоянно отводя тепло и обновляя слой, в котором крутится вал.

пример зазоров между деталями турбины, в которых при вращении образуется масляный клин

пример зазоров между деталями турбины, в которых при вращении образуется масляный клин

Кстати, именно отсюда столько слухов, домыслов и мифов связано именно с маслом на турбированных машинах. Дескать, если есть турбина - то масло должно быть какое-то особенное и менять его желательно каждую неделю, а лучше - каждый день... Утрирую, конечно, но суть понятна. А разгадка этих басен очень близка к нашей сегодняшней теме. Потому что турбина работает в крайне-неблагоприятном тепловом режиме: нагрев ее горячей части может достигать 1000 градусов! Очевидно, что без постоянной циркуляции даже самое крутое масло не выдержит в таком режиме даже нескольких секунд. И именно поэтому, после энергичной езды необходимо дать мотору поработать на холостых, охлаждая турбину. То есть, подождать, пока циркулирующее через нее масло не отведет часть тепла в общий контур, а корпус агрегата не остынет: ведь на холостом ходу обороты турбины минимальны, а следовательно, и ее нагрев. Плюс, многие двигатели имеют дополнительный контур охлаждения этого узла. Помимо масла, через турбину циркулирует еще и охлаждающая жидкость. А теперь, для тех, кто осилил всё вышенаписанное - к самому главному.

турбина с металлическими трубками масляного (узкая) и водяного (широкая) контуров

турбина с металлическими трубками масляного (узкая) и водяного (широкая) контуров

Что будет, если несколько минут отжигать на турбомоторе по полной, а потом резко заглушить двигатель? Турбина раскалена докрасна (и это не метафора), а циркулирующее через нее масло вдруг резко циркулировать перестало... Очевидно, что оно почти мгновенно вскипит. Как раз в районе самой горячей части турбокомпрессора. Эффект этот будет иметь сразу два негативных последствия. Во-первых, это приведет к локальному перегреву деталей турбины. Говоря проще, железяки просто начнут коробиться. Итог: биения крыльчатки, износ втулок, увеличенные зазоры. Начинается жор масла турбиной, дымление, низкая эффективность наддува, и так далее. А во-вторых, в результате закипания масла, на валу образуется так называемый масляный лак. Говоря простым языком, масло просто прикипает к валу, как на забытой на плите сковородке. Итог всё тот же: уменьшение зазора между валом и втулками, периодические контакты их между собой, ускоренный механический износ.
Разумеется, никто не говорит, что случится это за один раз и навсегда. Нет, с первого-второго раза можно последствий и не заметить. Но рано или поздно всё это обязательно аукнется.

Стенд с работающим на высоких оборотах турбированным двигателем. В жизни будет, возможно, не так ярко-красочно, но смысл тот же.

Стенд с работающим на высоких оборотах турбированным двигателем. В жизни будет, возможно, не так ярко-красочно, но смысл тот же.

Что делать?

Вариант номер раз: просто не глушить мотор сразу после интенсивных покатушек. Выждите хотя бы пару-тройку минут. Турбина остынет, масло остынет - и всё будет хорошо. Да и вообще говоря, совет этот универсален для любых двигателей, особенно - в летний период. Ну как минимум, если приехали на место уже с работающим вентилятором (то есть, машине уже жарко), посидите минутку-другую с открытой дверцей и работающим мотором, подумайте о хорошем... Подождите пока температура снизится, а вентилятор перестанет крутиться. С вас не убудет, а двигателю жизнь хоть чуть-чуть, но продлите.

Вариант номер два: ставить турботаймер. Ну наконец-то, мы добрались до слова из названия статьи. :) Мучить более не буду: турботаймер - это устройство для принудительной работы двигателя после выключения зажигания. Именно на тот период времени, пока не остынет турбина. То есть, запрограммировали его, скажем, на 2 минуты. Приехали к работе в жару, да еще спешили - мотор пышит жаром. Но ждать некогда, а турбину менять в ближайшие пару лет ваши планы не входит. Вынули ключ из зажигания, закрыли двери, нажали на кнопку блокировки и ушли с парковки. А двигатель всё равно работает... И замолкнет он через запрограмированные вами две минуты: когда турбина остынет до безопасной температуры. Казалось бы, вещь удобная и нужная. Но как всегда, есть нюансы.

И разумеется, основной минус турботаймера - идиотизм установщиков. Вообще, это относится ко всей без исключения электрике и электронике, которой касается рука "специалистов" после выхода машины из ворот сборочного конвейера. Вы не представляете, друзья, сколько десятков подобных записей на том же Драйве проскакивает ежемесячно в ленте... Самоблокирующиеся с ключами в замке сигнализации, наглухо отказывающиеся заводиться в любых комбинациях брелка автозапуски, парализующие половину электрики автомобиля предпусковые подогреватели. И конечно же, глючные в различных вариациях турботаймеры... Нет, я не пугаю и не отговариваю. Я лишь знаю, как работают наши установочные центры. Будь то гараж в ГСК, или крутой центр из первых строчек поисковика. Вообще без разницы. Так что, рисковать или нет, отдавая свой автомобиль на растерзание "высококвалифицированных специалистов с многолетним опытом", или просто постоять на холостых лишние пару минут - решать только вам.

Комплект турботаймера. Блок управления, проводка, панелька в салон. Выглядит аккуратно, а вот как это установят - большой вопрос.

Комплект турботаймера. Блок управления, проводка, панелька в салон. Выглядит аккуратно, а вот как это установят - большой вопрос.

P.S.: Да, и ещё. На некоторых автомобилях (например, на современных двигателях семейства VAG) уже с завода стоит что-то подобное. Мотор хоть и замолкает с поворотом ключа против часовой, но если температура кажется блоку управления высокой, то после останова двигателя электропомпа будет еще несколько минут гонять антифриз через турбину, отбирая у нее излишнее тепло. Трудно сказать, насколько это хуже или лучше классического турботаймера. Но то, что турбины на тех же TSI/TFSI совершенно не склонны к быстрой кончине даже в штатном заводском исполнении системы охлаждения - это факт.

Иллюстрация к вышесказанному. Картинка из сервисного руководства двигателей VW.

Иллюстрация к вышесказанному. Картинка из сервисного руководства двигателей VW.

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем исправных турбин и эффективного охлаждения!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке!

Что такое турботаймер на дизель

 Что такое турботаймер на дизель - владельцы четырёхколёсного транспорта с дизельным силовым агрегатом довольно часто задумываются о

целесообразности использования турботаймера и его предназначении на данном типе двигателей.

Основное предназначение турботаймера на дизельном силовом агрегате.

  Ни для кого не является секретом, что большая часть дизельных автомобильных моторов оснащена турбиной. Основным предназначением, которой является нагнетание воздушного потока в камеру сгорания. А чтобы увеличить эксплуатационный ресурс турбина были разработаны турботаймеры.

  Многие владельцы дизельных автомобилей знают о том, чтобы машина проработала как можно дольше без капитального ремонта, после любых поездок сразу глушить мотор противопоказано. Важно чтобы силовой агрегат немного поработал на холостом ходу. В противном случае из-за резкого остывания турбины, последняя может быстро сломаться. Именно для контроля времени и процесса уравнивания температуры автомобильной турбины после завершения движения на авто и устанавливается турботаймер, который принудительно заставляет двигатель работать, даже если ключ в зажигании повернут в выключенное положение.

 Целесообразность установки.

   Установка данного прибора на автотранспорте - личное дело автолюбителя. Однако в большинстве случаев от данного устройства будет только польза. Так, например сервисы занимающиеся прокатом автомобилей должны снабжать турботаймером все дизельные силовые агрегаты. Это обусловлено тем, что неизвестно какой водитель будет управлять машиной и вряд ли он будет беспокоиться о состоянии узлов и систем транспортного средства, которое ему не принадлежит.

  Естественно не только автомобилям, принадлежащим различным организациям нужна установка турботаймеров. Для владельцев частного транспорта данное устройство также сослужит хорошую службу. Особенно установка  рекомендована на всех автомобилях, принадлежащих к типу внедорожников и микроавтобусов, поскольку эксплуатация последних происходит в режиме постоянно высоких нагрузок.

  Не лишней будет установка  и на легковом автотранспорте с дизельным мотором, особенно если его владелец любит агрессивный способ вождения, на высоких скоростях.

На заметку автолюбителю.

 Что такое турботаймер на дизель - несмотря на все положительные стороны турботаймера, многие автопроизводители до сих пор не устанавливают данное устройство в процессе производства транспортного средства с дизельным мотором. А в случае самостоятельной установки данного устройства, можно утратить гарантию на новый автомобиль. По этому автовладельцам остаётся самим принимать решение об установке турботаймера на свою машину.

Турботаймер для дизеля


Установка турботаймера на дизель своими руками, схема подключения

Увеличение ресурса турбонаддувая – естественное желание каждого сознательного автовладельца. Рассмотрим, как происходит установка турботаймера своими руками и стоит ли вообще устанавливать его на дизель.

Логика работы

Турботаймер позволяет продолжить работу двигателя на холостых оборотах после того, как ключ был вытащен из замка зажигания. Устройство применяется в ДВС, оснащенных турбонаддувом. Используется в качестве топлива бензин или дизель – значения не имеет. При больших нагрузках, продолжительной работе на высоких оборотах турбокомпрессор сильно нагревается. В процессе работы для охлаждения используется моторное масло, а в некоторых турбинах и ОЖ. После остановки двигателя циркуляция масла прекращается. Поэтому при слишком высокой температуре в каналах происходит подгорание масла, что ведет к образованию нагара. При возобновлении работы турбины подгоревшее масло будет исполнять роль абразива, стачивая поверхности трущихся деталей. К тому же отложения уменьшают сечение масляных каналов, ухудшая тем самым подачу смазки. Логика работы турботаймера в том, чтобы дать двигателю после остановки поработать еще несколько минут, дабы охладить турбину. При этом вы можете спокойно закрыть машину и уйти по делам. Двигатель заглохнет по истечении запрограммированного срока.

Целесообразность установки

Турботаймер чаще всего устанавливается на дизель лишь ввиду более частого использования турбокомпрессоров в паре с ДВС цикла Дизеля. В каких случаях желательна установка данного аксессуара:

  • турбированный дизель установлен на использующемся по назначению внедорожнике либо на авто, которое постоянно ездит груженным. В обоих случаях мотор работает в режиме повышенных нагрузок, а при езде по бездорожью еще и отсутствует нормальное охлаждение набегающим потоком воздуха;
  • вы самостоятельно дооснастили мотор турбиной или/и попросту не представляете свои поездки без постоянных динамических ускорений.

Но даже в таком случае против установки турботаймера можно выдвинуть веские аргументы:

  • дизель или бензиновый мотор используется для размеренной городской езды с нечастыми нагрузками. Даже если периодически вам приходится активно педалировать, то спокойной езды в режиме до 2000 ты/оборотов даже за 1 минуту до остановки достаточно для охлаждения турбокомпрессора современного авто. Будет нелишним напомнить о высоких требованиях к моторному маслу, которое следует заливать в турбированные моторы;
  • на авто установлена сигнализация с функцией турботаймера. В таком случае установка отдельного дейвайс будет пустой тратой денег. Функционал сигнализации можно посмотреть на официальном сайте охранной системы.

Учтите, что установить турботаймер на автомобиль, оборудованный штатной сигнализацией, с контролем над основными узлами по CAN-шине, а также доукомплектованый современным охранным комплексом, будет крайне трудной задачей. Вам потребуются навыки чтения электрических схем, а также понимания логики работы основных электронных систем авто.

При неквалифицированном подключении своими руками существует большой риск конфликта между системами, что чревато появлением различных «глюков», загоранием Check engine и ослаблением уровня защиты вашего авто от угона.

Для конструкции устройства не важно, устанавливается турботаймер на дизель или на бензиновые мотор. Разница в подключении будет касаться во многом только питания сервисных функций устройства. Логика подключения будет отличаться в зависимости от конкретной модели авто и турботаймера. При покупке устройства от именитых производителей (HKS, Apexi, Greddy, TT, Blitz, TTX) вы в большинстве случаев получаете:

  • блок управления;
  • модуль с экраном для демонстрации отчета времени и других сервисных функций;
  • провода и разъемы для подключения;
  • инструкцию.

Чтобы установить комплект на свое авто, вам потребуются:

  • пассатижи, которыми можно перекусить провод и обжать клеммы;
  • клеммы «папа-мама». Также вам потребуется клемма под болт для «массы», если таковая не предусмотрена в комплекте;
  • термоусадка для надежной изоляции мест соединения;
  • хомуты для фиксации проводов;
  • отвертки и прочие необходимые для сборки/разборки салона инструменты.

Установка своими руками начинается с обесточивания бортовой сети (скиньте минусовую клемму АКБ). Вам необходимо снять салонный пластик, перекрывающий доступ к контактной группе замка зажигания. Чтобы установить турботаймера на дизель/бензин, вам нужно «врезаться» в провода, идущие от замка зажигания. Модуль, с которым в комплекте зачастую идет двухсторонний скотч, можно закрепить в удобном для вас месте около приборки. Такой же метод подойдет для крепления блока управления, который можно расположить внутри приборной панели. При возможности блок и провода лучше дополнительно закрепить стяжкам, чтобы избежать в дальнейшем посторонних шумов при проезде неровностей.

Подключение турботаймера

Степень сложности подключения своими руками зависит от конкретной модели турботаймера, а также устройства электрооборудования вашего авто. Главная загвоздка в том, чтобы обмануть блок комфорта, если таковой имеется в конструкции вашего автомобиля. Он не позволит поставить машину на охрану с работающим двигателем.

Турботаймер на дизель имеет следующие стандартные пины подключения:

  • постоянный «+» от АКБ;
  • пин, отвечающий за питания определенных устройств, когда зажигание не включено. На выводе «+» появляется при повороте ключа зажигания в режим АСС;
  • пин, на котором «+» появляется при повороте ключа в положение ON;
  • пин подключения к ручному тормозу;
  • минусовой вывод, именуемый «массой».

Чтобы установить турботаймер своими руками, вам необходима схема контактной группы. При желании вы можете воспользоваться мультиметром в режиме измерения постоянного тока. Так вы сможете определить провод, на котором «+» при любых используется для жизнеобеспечения работы мотора (обычно с наибольшим сечением и красного цвета) либо появляется только после поворота ключа в положение АСС. На выводах ручника питание подается только при поднятом рычаге стояночного тормоза. «Массу» можно подключить к любому болту, примыкающему к кузову автомобиля.

Для подсоединения проводов штатную проводку не нужно разрезать. Идеальный вариант – вытащить необходимые вам провода из колодок, внедрить туда провода от турботаймера, а затем заново обжать их в клемме и установить обратно в колодку. Часто, ввиду не слишком удобного доступа, выполнить такие манипуляции при установке турботаймера на дизель крайне сложно. Поэтому применяется немного «варварский способ – оголяется небольшой участок изоляция, на который наматывается провод от турботаймера. Скрутка дополнительно пропаивается и тщательно изолируется.

Полное подключение

Иногда можно встретить установку турботаймера на дизель, при которой провод «массы» и пин подключения к ручнику скручиваются и замыкаются на «массу». Предназначение информации о включении стояночного тормоза необходимо для вашей же безопасности:

  • при правильной установке турботаймера устройство будет поддерживать работу мотора на холостых только при активированном ручнике. Снятие со стояночного тормоза приведет к остановке ДВС. Функция по большей мере позиционируется как противоугонная, но опытный угонщик может оставить стояночный тормоз едва включенным, что не помешает движению. В автомобилях с АКПП лучше устанавливать турботаймер в паре с селектором АКПП. Турботаймер должен работать только в положении P, что действительно повысит степень защиты;
  • на авто с МКПП при работе двигателя на нейтральной передаче создается эффект гидротрансмиссии. Вращение шестеренок через масло передает пусть и небольшое, но усилие на приводные валы (попробуйте вывесить одно из колес ведущей оси и завести мотор; вы увидите, что оно будет вращаться). Поэтому работа двигателя без стояночного тормоза и водителя в салоне является потенциально небезопасной ситуацией;
  • не все турботаймеры оборудованы функцией принудительного отключения. Если вы двигались до остановки в спокойном режиме, то нет никакой необходимости продолжать работу мотора после остановки. Вытащив ключ, а затем подняв, опустив и вновь подняв рычаг стояночного тормоза, вы можете своими руками отключать при желании турботаймер.

Установленный стандартным образом турботаймер на дизель будет выполнять прямую функцию, а также показывать напряжение бортовой сети. Подключение выводов для дополнительных показаний (к примеру, скорости авто, оборотов ДВС, индикации переключения скоростей и т.д.) описаны в инструкции к устройству. Там же вы найдете руководство по установке задержки времени работы мотора.

Турботаймер для дизеля: применять или нет?

Панель турботаймера в салоне авто

На большинстве автомобилей оборудованных дизельным двигателем применяется турбина. Она служит для нагнетания воздуха в камеру сгорания. Применение турбины позволяет повысить мощность двигателя автомобиля и снизить расход топлива.

Но наличие в автомобиле турбированного двигателя обязывает к определенным правилам эксплуатации самого двигателя. К примеру: такой двигатель не рекомендуется моментально глушить после окончания поездки. Рекомендуют некоторое время дать двигателю покрутиться на холостом ходу. Это делается для того чтобы турбина смогла остыть. Ведь резкое охлаждение турбины может привести к ее поломке. Точнее, если разобраться, в процессе движения подшипники турбины разогреваются, охлаждение их происходит при помощи циркулирующего масла. При остановке двигателя циркуляция прекращается и сильно разогретые подшипники могут деформироваться, что приводит к поломке турбины. Но редко кто будет специально находиться в автомобиле после окончания поездки и держать двигатель на холостых оборотах для того что бы подшипники турбины остынут.

Именно для того что бы предотвратить поломку турбины и для удобства эксплуатации автомобиля, на дизельные двигатели устанавливают турботаймеры.

Турботаймер позволяет продлить срок службы турбины дизельного двигателя. Турботаймер принудительно заставляет работать двигатель на холостом ходу, тем самым выдерживается время, необходимое для постепенного остывания разогретых узлов турбины. Это происходит даже в том случае, если ключ зажигания извлечен из замка зажигания, а автомобиль поставлен на сигнализацию.

Стоит или не стоит устанавливать турботаймер на автомобиль?

Необходимо задуматься над этим вопросом. С одной стороны, при установке турботаймера теряется гарантия на двигатель. С другой стороны фирмы, которые занимаются сдачей автомобилей в аренду устанавливают такие девайсы в обязательном порядке. Объясняется это неохотой делать дорогостоящий ремонт при неквалифицированном использовании автомобиля. Ведь в прокат автомобиль может взять несведущий водитель и тем самым может погубить автомобиль.

Но турботаймеры устанавливают не только организации, но и многие частники. Особенно установка турботаймера рекомендуется в автомобили которые постоянно работают в режиме повышенных нагрузок.

В легковые автомобили турботаймер лучше всего установить водителям которые предпочитают ездить на высоких скоростях и агрессивный способ вождения.

Установка турботаймера — операция не из простых

Что такое турботаймер или почему эта функция (устройство) ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть на турбодвигателе? — Renault Master, 2.5 л., 2002 года на DRIVE2

Что такое турботаймер и для чего он нужен?Турботаймер — служит для продления срока службы турбины автомобиля.

Устанавливают на автомобили с турбированным двигателем. Почему его никто не устанавливает с завода?

Ответ на эти вопросы лежит в принципе работы турбокомпрессора! Каков же он:

Турбокомпрессор крепится к выпускному коллектору двигателя при помощи болтового соединения. Выхлопы из цилиндра вращают турбину, которая работает как газотурбинный двигатель. Турбина при помощи вала соединяется с компрессором, который установлен между воздушным фильтром и впускным коллектором. Компрессор сжимает воздух, поступающий в цилиндры.

Отработанные газы от цилиндра проходят через лопатки турбины, вызывая ее вращение. Чем больше выхлопных газов проходит через лопатки, тем быстрее происходит вращение.

Турбинка

С другой стороны вала, который установлен на турбине, компрессор вводит воздух в цилиндры. Компрессор представляет собой своего рода центробежный насос — он втягивает воздух в центр лопаток и выпускает его под давлением во время вращения.

При больших нагрузках подшипники турбины подвергаются «пытке» высокой температурой, а охлаждаются циркулирующим при работе двигателя маслом. При выключении мотора прекращается и циркуляция масла, и если это случится сразу после интенсивной работы, детали турбонагнетателя не успеют охладиться, что может привести к их деформации и даже выходу из строя. Особенно это плохо в зимние периоды, когда температура воздуха на улице отрицательна и двигатель очень быстро остывает!

Принцип работы турбокомпрессора

Вот наглядное видео о работе турбины:

Итак для чего же турботаймер? Предназначен для защиты автомобильного двигателя с турбонаддувом от преждевременного износа и повреждений в результате тепловых ударов. После выключения зажигания турботаймер поддерживает работу двигателя на холостых оборотах, пока температура узла турбины не снизится до безопасного уровня. Владелец автомобиля может не дожидаться окончания работы двигателя, а включить сигнализацию либо просто закрыть машину и удалиться по своим делам.Конечно, можно самому сидеть в машине минуту-другую, ждать, пока турбонагнетатель остынет. Но если вам дорого время, лучше все же поставить турботаймер, который сам выключит двигатель после заданного вами времени работы на холостом ходу.Кстати, на многих автомобилях, оснащенных турбированными моторами, в электропроводке предусмотрен разъем для подключения турботаймера. Однако его необходимость зависит от условий эксплуатации конкретной машины, в базе автомобили турботаймером не оснащаются, поскольку не все автомобили эксплуатируются в жестких условиях.Вот именно по этим весомым причинам мною была куплена сигнализация с функцией турботаймера, который я сразу же и подключил!Всем удачи!

Renault Master II, 2.5dci, 2002, L1h4

Page 2

Что такое турботаймер и для чего он нужен?Турботаймер — служит для продления срока службы турбины автомобиля.

Устанавливают на автомобили с турбированным двигателем. Почему его никто не устанавливает с завода?

Ответ на эти вопросы лежит в принципе работы турбокомпрессора! Каков же он:

Турбокомпрессор крепится к выпускному коллектору двигателя при помощи болтового соединения. Выхлопы из цилиндра вращают турбину, которая работает как газотурбинный двигатель. Турбина при помощи вала соединяется с компрессором, который установлен между воздушным фильтром и впускным коллектором. Компрессор сжимает воздух, поступающий в цилиндры.

Отработанные газы от цилиндра проходят через лопатки турбины, вызывая ее вращение. Чем больше выхлопных газов проходит через лопатки, тем быстрее происходит вращение.

Турбинка

С другой стороны вала, который установлен на турбине, компрессор вводит воздух в цилиндры. Компрессор представляет собой своего рода центробежный насос — он втягивает воздух в центр лопаток и выпускает его под давлением во время вращения.

При больших нагрузках подшипники турбины подвергаются «пытке» высокой температурой, а охлаждаются циркулирующим при работе двигателя маслом. При выключении мотора прекращается и циркуляция масла, и если это случится сразу после интенсивной работы, детали турбонагнетателя не успеют охладиться, что может привести к их деформации и даже выходу из строя. Особенно это плохо в зимние периоды, когда температура воздуха на улице отрицательна и двигатель очень быстро остывает!

Принцип работы турбокомпрессора

Вот наглядное видео о работе турбины:

Итак для чего же турботаймер? Предназначен для защиты автомобильного двигателя с турбонаддувом от преждевременного износа и повреждений в результате тепловых ударов. После выключения зажигания турботаймер поддерживает работу двигателя на холостых оборотах, пока температура узла турбины не снизится до безопасного уровня. Владелец автомобиля может не дожидаться окончания работы двигателя, а включить сигнализацию либо просто закрыть машину и удалиться по своим делам.Конечно, можно самому сидеть в машине минуту-другую, ждать, пока турбонагнетатель остынет. Но если вам дорого время, лучше все же поставить турботаймер, который сам выключит двигатель после заданного вами времени работы на холостом ходу.Кстати, на многих автомобилях, оснащенных турбированными моторами, в электропроводке предусмотрен разъем для подключения турботаймера. Однако его необходимость зависит от условий эксплуатации конкретной машины, в базе автомобили турботаймером не оснащаются, поскольку не все автомобили эксплуатируются в жестких условиях.Вот именно по этим весомым причинам мною была куплена сигнализация с функцией турботаймера, который я сразу же и подключил!Всем удачи!

Renault Master II, 2.5dci, 2002, L1h4

Что такое турботаймер на дизель

 Что такое турботаймер на дизель - владельцы четырёхколёсного транспорта с дизельным силовым агрегатом довольно часто задумываются о

целесообразности использования турботаймера и его предназначении на данном типе двигателей.

Основное предназначение турботаймера на дизельном силовом агрегате.

  Ни для кого не является секретом, что большая часть дизельных автомобильных моторов оснащена турбиной. Основным предназначением, которой является нагнетание воздушного потока в камеру сгорания. А чтобы увеличить эксплуатационный ресурс турбина были разработаны турботаймеры.

  Многие владельцы дизельных автомобилей знают о том, чтобы машина проработала как можно дольше без капитального ремонта, после любых поездок сразу глушить мотор противопоказано. Важно чтобы силовой агрегат немного поработал на холостом ходу. В противном случае из-за резкого остывания турбины, последняя может быстро сломаться. Именно для контроля времени и процесса уравнивания температуры автомобильной турбины после завершения движения на авто и устанавливается турботаймер, который принудительно заставляет двигатель работать, даже если ключ в зажигании повернут в выключенное положение.

 Целесообразность установки.

   Установка данного прибора на автотранспорте - личное дело автолюбителя. Однако в большинстве случаев от данного устройства будет только польза. Так, например сервисы занимающиеся прокатом автомобилей должны снабжать турботаймером все дизельные силовые агрегаты. Это обусловлено тем, что неизвестно какой водитель будет управлять машиной и вряд ли он будет беспокоиться о состоянии узлов и систем транспортного средства, которое ему не принадлежит.

  Естественно не только автомобилям, принадлежащим различным организациям нужна установка турботаймеров. Для владельцев частного транспорта данное устройство также сослужит хорошую службу. Особенно установка  рекомендована на всех автомобилях, принадлежащих к типу внедорожников и микроавтобусов, поскольку эксплуатация последних происходит в режиме постоянно высоких нагрузок.

  Не лишней будет установка  и на легковом автотранспорте с дизельным мотором, особенно если его владелец любит агрессивный способ вождения, на высоких скоростях.

На заметку автолюбителю.

 Что такое турботаймер на дизель - несмотря на все положительные стороны турботаймера, многие автопроизводители до сих пор не устанавливают данное устройство в процессе производства транспортного средства с дизельным мотором. А в случае самостоятельной установки данного устройства, можно утратить гарантию на новый автомобиль. По этому автовладельцам остаётся самим принимать решение об установке турботаймера на свою машину.

На сайте www.skifpark.kz услуги экскаватора. 

Установка турботаймера на дизель

Турбо-таймер - электронное устройство, предназначенное для поддержания работы двигателя в течение заданного промежутка времени (после того, как ключ зажигания вытащили из замка). Это необходимо для охлаждения турбины двигателя естественным путем, во избежание преждевременного износа и деформации нагретых частей.

[photo 1]

 Принцип работы турботаймера

Турбокомпрессор автомобиля работает с высокой частотой вращения, которая может достигать ста пятидесяти тысяч оборотов в минуту. Поскольку турбина имеет единую систему смазки с двигателем, после выключения зажигания масло перестает поступать в турбокомпрессор, который продолжает вращаться по инерции. Это приводит к тому, что остатки смазки в подшипниках быстро выгорают, а износ практически всех деталей турбокомпрессора резко увеличивается. Если перед выключением зажигания дать поработать двигателю одну-две минуты на холостом ходу, детали турбины успевают охладиться и срок службы турбокомпрессора значительно увеличивается. Именно для этой цели и производится установка турботаймера. В современных автомобилях с турбокомпрессором эта функция уже заложена штатно, но при установке внештатной сигнализации специалист должен учесть наличие системы задержки выключения зажигания.

После того как вы вытащили ключ зажигания из замка, двигатель с установленным турботаймером продолжает работать заданное время, а затем самостоятельно заглушается. При этом автомобиль можно в штатном режиме поставить на сигнализацию и пойти по своим делам.

 Функции турботаймера

В зависимости от модели, турботаймер может обладать следующими полезными функциями:

1        Обеспечение работы двигателя после выключения зажигания.

2        Самостоятельное определение времени, которое нужно для остывания турбины двигателя с помощью датчиков, устанавливаемых на двигатель.

3        Возможность ручной установки времени задержки отключения зажигания.

4        Подключение к датчикам двигателя, считывание показателей холостых оборотов и т.д.

5        Взаимодействие с установленной сигнализацией: для предотвращения ложного срабатывания (а также отключение некоторых ее функций, связанных с блокировкой двигателя).

6        Программирование и индикация различных режимов работы.

Турботаймер состоит из выносного блока управления с дисплеем и внутреннего управляющего блока, который интегрируется в систему зажигания автомобиля.

 Установка турботаймера

Турботаймеры продаются в виде отдельного устройства или в виде функционального элемента сигнализации автомобиля. Если автомобиль оборудован сигнализацией с дистанционным запуском, то, скорее всего, в перечне ее функций имеется и турботаймер. Поэтому, если вам только предстоит установить автомобильную сигнализацию и имеется необходимость защитить турбину от перегрева, сигнализация с автозапуском оптимально подойдет для этой цели.

По типу действия турботаймеры делятся на интеллектуальные и устройства с обычной задержкой. В первом случае турботаймер при помощи датчиков двигателя определяет, сколько времени автомобиль проработал на холостом ходу (прежде чем ключ был вынут), а затем принимает решение о времени выключения зажигания. Во втором - прибор просто глушит двигатель через заданный промежуток времени. Естественно, что первый вариант наиболее экономный с точки зрения расхода топлива.

В любом случае, установка турботаймера требует определенных знаний, и интегрировать его самостоятельно в электронные системы автомобиля будет сложно для неспециалиста. Принцип работы турботаймера подразумевает снятие ограничений и блокировок двигателя, создаваемых штатной сигнализацией, иммобилайзером и т.д. на время его работы. Это требует знания принципов работы штатной сигнализации и опыта установки сложных охранных систем. Установка турботаймера на дизель не имеет никаких отличий от автомобилей с бензиновым двигателем, так как все операции касаются только электронных компонентов автомобиля.

Что такое турботаймер или почему это устройство ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть на турбодвигателе? / Блог им. Girman / OpenECU

Турботаймер — служит для продления срока службы турбины автомобиля - турбо тюнинга.
Устанавливают на автомобили с турбированным двигателем. Почему его никто не устанавливает с завода? 
Ответ на эти вопросы лежит в принципе работы турбокомпрессора! Каков же он:
Турбокомпрессор крепится к выпускному коллектору двигателя при помощи болтового соединения. Выхлопы из цилиндра вращают турбину, которая работает как газотурбинный двигатель. Турбина при помощи вала соединяется с компрессором, который установлен между воздушным фильтром и впускным коллектором. Компрессор сжимает воздух, поступающий в цилиндры.
Отработанные газы от цилиндра проходят через лопатки турбины, вызывая ее вращение. Чем больше выхлопных газов проходит через лопатки, тем быстрее происходит вращение.
Турбинка

С другой стороны вала, который установлен на турбине, компрессор вводит воздух в цилиндры. Компрессор представляет собой своего рода центробежный насос — он втягивает воздух в центр лопаток и выпускает его под давлением во время вращения.
При больших нагрузках подшипники турбины подвергаются «пытке» высокой температурой, а охлаждаются циркулирующим при работе двигателя маслом. При выключении мотора прекращается и циркуляция масла, и если это случится сразу после интенсивной работы, детали турбонагнетателя не успеют охладиться, что может привести к их деформации и даже выходу из строя. Особенно это плохо в зимние периоды, когда температура воздуха на улице отрицательна и двигатель очень быстро остывает!


Принцип работы турбокомпрессора

Итак для чего же турботаймер? 
Предназначен для защиты автомобильного двигателя с турбонаддувом от преждевременного износа и повреждений в результате тепловых ударов. После выключения зажигания турботаймер поддерживает работу двигателя на холостых оборотах, пока температура узла турбины не снизится до безопасного уровня. Владелец автомобиля может не дожидаться окончания работы двигателя, а включить сигнализацию либо просто закрыть машину и удалиться по своим делам.
Конечно, можно самому сидеть в машине минуту-другую, ждать, пока турбонагнетатель остынет. Но если вам дорого время, лучше все же поставить турботаймер, который сам выключит двигатель после заданного вами времени работы на холостом ходу.
Кстати, на многих автомобилях, оснащенных турбированными моторами, в электропроводке предусмотрен разъем для подключения турботаймера. Однако его необходимость зависит от условий эксплуатации конкретной машины, в базе автомобили турботаймером не оснащаются, поскольку не все автомобили эксплуатируются в жестких условиях.
Вот именно по этим весомым причинам мною была куплена сигнализация с функцией турботаймера, который я сразу же и подключил!
Всем удачи!
Renault Master II, 2.5dci, 2002, L1h3

Статья взята с сайта http://www.drive2.ru 

подробные инструкции ❗ по настройке и программированию режима и что делать, когда он не работает

Турботаймер Старлайн А91, Е90 и других моделей обеспечивает постепенное охлаждение дизельного мотора без резких перепадов температур, поддерживая работу двигателя после выключения зажигания в течение 2-3 минут. Устройство можен настраиваться с помощью основного брелка и кнопки Валет по двум параметрам: в зависимости от желаемого времени работы двигателя на холостом ходу или по температуре узла турбины.

Содержание

Открытьполное содержание

[ Скрыть]

Что такое турботаймер в сигнализации Старлайн?

Турботаймер автосигнализации Starline — это специализированный контроллер, который самостоятельно глушит двигатель и дополнительно блокирует управление машиной, обеспечивая охрану авто от угона.

Необходимость турботаймера

Турботаймер необходим, чтобы обеспечить длительную и бесперебойную работу турбированных ДВС (двигателей внутреннего сгорания) благодаря регулировке процесса остывания силового агрегата.

Во время движения система турбонаддува охлаждается за счет циркуляции моторного масла. После остановки автомобиля и заглушения двигателя подача масленой жидкости прекращается, что приводит к перегреву турбины сверх нормы.

Последствия, к которым может привести перегрев турбины автомобиля:

  • нарушение функционирования выпускного коллектора;
  • поломка системы подшипников;
  • деформационные изменения формы лопастей;
  • образование коксовых отложений на поверхности маслопроводящих путей;
  • снижение способности к охлаждению турбины в ходе движения транспортного средства;
  • нарушение подачи масла в процессе работы ДВС.

Качественное охлаждение турбины важно для дизеля, так как подобный двигатель часто работает на максимальных оборотах, что увеличивает риск закоксованности деталей.

Если автомобиль не эксплуатируется в условиях бездорожья или при продолжительных поездках, то его силовой агрегат не испытывает высоких температурных перепадов. В этом случае нет смысла приобретать сигнализацию с турботаймером, так как при остывании двигателя не требуется дополнительное охлаждение.

Принцип работы

Принцип работы турботаймера:

  1. Устройство позволяет пользователю выключить зажигание, выйти из машины и активировать охранный режим, оставляя ДВС работать на холостых оборотах несколько минут.
  2. Во время этого внутри турбины продолжают циркулировать воздушные потоки, постепенно остужая ее.
  3. При достижении двигателем определенной температуры или по истечении заранее заданного таймера его работа останавливается.

Преимущества и недостатки режима

Преимущества использования турботаймера:

  • экономит время пользователя за счет функционирования в автоматическом режиме;
  • снижает риск возникновения неисправностей в работе турбины;
  • небольшой размер устройства позволяет разместить его в любом месте под передней панелью автомобиля.

Минусы турботаймера:

  1. Частое возникновение конфликтов между штатными системами автомобиля и подключенным устройством. Чтобы избежать подобных последствий необходимо перед покупкой сигнализации убедиться в совместимости её функций с моделью транспортного средства.
  2. Необходимое при монтаже вмешательство в работу системы зажигания приведет к аннулированию гарантии на автомобиль.

Разновидности

Существуют два вида турботаймеров:

  1. Автономный прибор. Выполнен в виде блока, который устанавливается на «торпедо» транспортного средства. Устройство приобретается отдельно от сигнализации, но его можно подключать к охранному комплексу через программируемые каналы и управлять работой устройства с брелока.
  2. Турботаймер, встроенный в автосигнализацию. Является одной из дополнительных функций для охранных систем, устанавливается скрыто под переднюю панель автомобиля.

Как установить?

Подключение турботаймера осуществляется по дополнительным каналу №2 противоугонной системы через реле поддержки работы зажигания. Подсоединение к основному блоку должно устанавливаться через разъем Х3 с помощью желто-красного кабеля.

Схема подключения дополнительного канала для установки функции турботаймера

Настройка турботаймера

Несмотря на единый принцип работы, существует некоторые нюансы, как настроить турботаймер. Даже модели единой линейки могут иметь отличия по настройкам.

Программирование турботаймера для А9 и А61

Порядок программирования функции на брелоках этих версий осуществляется так:

  1. Активировать работу двигателя.
  2. «Кликнуть» на сервисную клавишу шесть раз подряд.
  3. Деактивировать ДВС. Прозвучат 6 коротких звуковых сигналов сирены.
  4. Нажать на кнопку Valet шестнадцать раз.
  5. С помощью клавиш основного брелока следует настраивать необходимое время работы турботаймера в соответствии с таблицей. Данные действия следует произвести не позднее 10 секунд после нажатий на сервисную кнопку, иначе режим программирования автоматически завершится.
  6. Включить систему зажигания.
Таблица: настройка времени турботаймера на брелоках Старлайн А9 и А61
Кнопка на брелокеКоличество подтверждающих сигналовУстанавливаемое время работы турботаймера
1 (кратко)1Деактивирован (по умолчанию)
2 (кратко)21 минута
1 (длительно)33 минуты
2 (длительно)46 минут
Видео: процесс работы турботаймера на модели StarLine A61

Снято пользователем Филипп Галаничев.

Программирование турботаймера на моделях А91 и В9

Алгоритм программирования турботаймера Старлайн А91 и В9:

  1. Деактивировать работу двигателя.
  2. «Кликнуть» на сервисную клавишу шесть раз подряд.
  3. Активировать ДВС, после чего сирена прозвучит 6 раз.
  4. Повторно нажать на сервисную клавишу.
  5. Настроить время работы турботаймера с помощью главного пульта дистанционного управления в соответствии с таблицей.
  6. Выключить зажигание.
Таблица: настройка времени турботаймера на брелоках Старлайн В9 и А91
Кнопка на брелокеКоличество подтверждающих сигналовУстанавливаемое время работы турботаймера
1 (кратко)11 минута (по умолчанию)
2 (кратко)22 минуты
3 (кратко)33 минуты
1 (длительно)44 минуты

Программирование турботаймера на брелоках А92

Настройка турботаймера автомобильной сигнализации А92, оборудованной пьезоэлектрическим датчиком и автозапуском:

  1. Активировать работу двигателя.
  2. «Кликнуть» по клавише Valet шесть раз.
  3. Заглушить ДВС, при этом прозвучит 6 гудков сирены.
  4. Нажать на сервисную клавишу ещё 1 раз.
  5. Используя кнопки основного брелока, выставить время работы турботаймера в соответствии с таблицей.
  6. Деактивировать систему зажигания.
Таблица: настройка времени турботаймера на брелоке Старлайн А92
Кнопка на брелокеКоличество подтверждающих сигналовУстанавливаемое время работы турботаймера
1 (кратко)1Деактивирован (по умолчанию)
2 (кратко)21 минута
3 (кратко)33 минуты
1 (длительно, затем еще раз кратко)36 минут

Программирование и настройка турботаймера на моделях A93 и Е91

Программировать турботаймер «сигналки» Старлайн А93 и Е91 можно курсорным методом на основном брелоке:

  1. Зажать кнопку 2 или 3 до двойного звукового сигнала, на дисплее пульта должна выделиться нижняя левая пиктограмма.
  2. С помощью клавиш 2, 3 и 4 переместить курсор на иконку с надписью «Turbo».
  3. «Кликнуть» на кнопку 1, зуммер брелока сработает 3 раза, световая сигнализация мигнет дважды.
  4. На числовой панели пульта высветится надпись «r01», где 01 — количество минут работы турботаймера.
  5. Используя клавишу 1, выставить требуемое время функционирования (от 1 до 6 минут). Шаг настройки равен 1 минуте.
  6. Для сохранения введенных значений зажать кнопку 1, пока не прозвучит звуковой сигнал.
  7. Убедиться в том, что пиктограмма «Турбо» стала отображаться на дисплее.

Программирование опции турботаймера на брелоках версии A94

Настройка турботаймера противоугонной системы Старлайн А94:

  1. Убедиться, что зажигание выключено и заглушен двигатель автомобиля.
  2. Пять раз нажать на сервисную кнопку.
  3. Завести ДВС. Зуммер пульта управления воспроизведет короткий сигнал.
  4. Клавишами 2 или 3 на основном брелоке выбрать пункт «SF».
  5. Зажать кнопку 3 до звукового сигнала, затем «кликнуть» на нее еще раз. На пульте высветится номер программируемой опции.
  6. Клавишами 2 или 3 выбрать функцию 17.
  7. С помощью кнопки 1 выставить необходимое значение времени таймера.
  8. Заглушить двигатель.
Таблица настройки времени турботаймера на брелоке Старлайн А94
СостояниеУстанавливаемое время работы турботаймера
1Деактивирован (по умолчанию)
21 минута
33 минуты
46 минут

Фотогалерея: расположение кнопок на пультах управления Старлайн

Трехкнопочный брелок Старлайн (А91)
Четырехкнопочный пульт Старлайн (А94)

Как включить турботаймер?

Согласно инструкции по эксплуатации, включение турботаймера может осуществляться как автоматически, так и по нажатию кнопки на брелоке.

Старлайн А9

В случае подключенной функции поддержки работы ДВС «SAFE» для активации турботаймера на Старлайн А9 нужно:

  1. Убедиться, что двигатель не заглушен.
  2. Длительно зажать на клавишу 1 до тех пор, пока световая сигнализация не сработает трижды и не прозвучит звуковой сигнал брелока.
  3. На экране пульта управления высветится иконка турботаймера и отобразится время его функционирования.
  4. Работа ДВС будет прекращена по истечении установленного таймера.

При выбранном режиме поддержки «AUTO» опция активируется автоматически после выключения системы зажигания.

Старлайн В9, А91

На Старлайн В9 и А91 турботаймер можно запускать следующим образом:

  1. Зажать кнопку 3 до двух звуковых сигналов.
  2. Одна из иконок нижнего ряда станет выделена курсором. С помощью клавиши 3 выбрать «EXTRA RUN».
  3. Нажать на кнопку 1. Габариты авто вспыхнут один раз, брелок издаст 3 звуковых сигнала: 2 коротких и 1 длинный.
  4. На дисплее высветится надпись «EXTRA RUN».

Старлайн А92, А93, А94, Е91

Активация турботаймера на данных моделях охранной системы возможна следующими способами:

  1. В автоматическом режиме. Для включения функции необходимо поставить машину на «ручник» и заглушить двигатель.
  2. С пульта управления. Следует нажать клавишу 2 на брелоке до звукового сигнала.
  3. Автоматически после активации ручного тормоза. Нужно поднять рычаг «ручника» и включить охранный режим.

Старлайн А61

Турботаймер Старлайн А61 может включаться следующим образом:

  1. Поднять рычаг «ручника». Загорится лампочка светодиодного индикатора, на дисплее пульта отобразится время работы функции.
  2. В течение 30 секунд вынуть ключ из замка зажигания и выйти из автомобиля.
  3. Убедиться, что все двери и крышки транспортного средства закрыты.
  4. «Кликнуть» на клавишу 1 на основном брелоке управления. Зуммер устройства воспроизведет короткий сигнал, габариты авто сработают один раз.
  5. Активируется охранный режим и заблокируются дверные замки.
  6. Спустя заданное время двигатель прекратит свою работу.

Как отключить турботаймер?

Деактивация функции турботаймера на всех противоугонных системах Старлайн для дизельных и бензиновых двигателей осуществляется через меню программирования.

Старлайн А9, А61

Алгоритм отключения турботаймера на Старлайн А9 и А61 выглядит так:

  1. Активировать работу двигателя.
  2. «Кликнуть» на сервисную клавишу шесть раз подряд.
  3. Деактивировать ДВС. Прозвучат 6 коротких звуковых сигналов сирены.
  4. Нажать на кнопку Valet шестнадцать раз.
  5. Коротко «кликнуть» на клавишу 1.
  6. Включить систему зажигания.

Старлайн B9, A91

В данных сигнализациях опция выключается одинаково:

  1. Зажать кнопку 3 до тех пор, пока не прозвучат два звуковых сигнала.
  2. Одна из иконок нижнего ряда станет выделена курсором. С помощью клавиши 3 выбрать опцию «EXTRA RUN».
  3. Нажать на кнопку 1. Габариты транспортного средства сработают 1 раз, брелок воспроизведет 3 звуковых сигнала: 2 коротких и 1 длинный. Надпись «EXTRA RUN» на дисплее должна погаснуть.

Старлайн А92

Турботаймер на сигнализации Старлайн А92 деактивируется следующим образом:

  1. Активировать работу двигателя.
  2. «Кликнуть» по клавише Valet шесть раз.
  3. Заглушить ДВС, при этом прозвучит 6 гудков сирены.
  4. Нажать на сервисную клавишу ещё 1 раз.
  5. Кратко «кликнуть» на кнопку 1.
  6. После деактивации можно выключать систему зажигания.

Старлайн А94, Е91

Алгоритм выключения функции на моделях А94 и Е91 выглядит так:

  1. Убедиться, что зажигание выключено и заглушен двигатель автомобиля.
  2. Пять раз нажать на сервисную кнопку.
  3. Завести ДВС. Зуммер пульта управления воспроизведет короткий сигнал.
  4. Клавишами 2 или 3 на основном брелоке выбрать пункт «SF».
  5. Зажать кнопку 3 до звукового сигнала, затем «кликнуть» на нее еще раз. На пульте высветится номер программируемой опции.
  6. Клавишами 2 или 3 выбрать функцию 17-1.
  7. Нажать на кнопку 1.
  8. Заглушить двигатель.

Скачать инструкции по эксплуатации Старлайн в формате PDF

Руководства на русском языке по эксплуатации и установке сигнализации
Инструкция по эксплуатации Старлайн А94
Инструкция по эксплуатации Старлайн А93
Инструкция по эксплуатации Старлайн А92
Инструкция по эксплуатации Старлайн А91
Инструкция по эксплуатации StarLine E90, E91 Dialog
Инструкция по эксплуатации StarLine Twage A9
Инструкция по эксплуатации StarLine Twage В9
Инструкция по эксплуатации StarLine А61

Почему не работает турботаймер?

Основные причины, по которым перестал работать турботаймер, и способы их устранения:

  1. Неправильное подсоединение устройства к цепи запуска ДВС или нарушение контакта. По этой причине турботаймер может самопроизвольно отключаться или работать с перебоями. Следует проверить правильность подключения к электроцепи по схеме, прилагаемой к инструкции, а также убедиться в целостности коммутаций между компонентами системы.
  2. Некорректно выполненные настройки с брелока. Необходимо повторить все этапы программирования турборежима заново.
  3. Не поднят рычаг ручного тормоза.
  4. Ручка переключателя передач не находится в положении «Р».
  5. Функция турботаймера не включена.
 Загрузка ...

Видео: настройка режима «Турботаймер» с брелока на примере сигнализации Старлайн А93

Снято каналом «Gizma».

Турботаймер - займемся турбокомпрессором

Тема работы турбокомпрессора обсуждалась и обсуждается во всех отраслевых СМИ, но многие водители до сих пор не могут вспомнить о правильном обращении с этим элементом в своем автомобиле. Это происходит не только из-за незнания, но и из-за рассеянности или просто недооценки проблемы. Игрок, в конечном итоге, почувствует его воздействие на собственной шкуре или, скорее, на своем кошельке.Для забывчивых было создано устройство под названием турботаймер .

Пока автомобиль находится в движении, турбокомпрессор всегда работает, и как турбокомпрессор, так и его компоненты смазываются и охлаждаются моторным маслом. Скорость вращения ротора достигает десятков тысяч, а температура турбокомпрессора может достигать даже 700-800 градусов Цельсия, потому, что он приводится в движение выхлопными газами. После остановки и выключения двигателя циркуляция масла прекращается, при этом инерция элементов турбокомпрессора вызывает его работу на некоторое время.

Замена турбокомпрессора - правильная техника ремонта

При выходе из строя турбокомпрессора его необходимо заменить. В этой статье я опускаю тему выбора между восстановленной и новой деталью. Мы позаботимся о…

Динамическое вождение с высокой нагрузкой на двигатель вызывает интенсивную работу турбины и, следовательно, более высокие температуры, чем обычно. После такой езды, прежде чем выключить двигатель, нужно дать турбине «отдохнуть». В одних случаях это будет несколько секунд, в других - «лак для волос» - минуту или даже две. Некоторые автомобили уже имеют стандартные системы смазки турбины после выключения двигателя (например, в BMW X6 M) , но в большинстве случаев турбокомпрессор зависит только от владельца.

Огромная разница температур между окружающей средой и турбокомпрессором, достигающая сотен градусов Цельсия, приводит к большой разнице температур в самом турбокомпрессоре - между его внешним и внутренним слоями. Это, в свою очередь, может привести к напряжениям в материале и повреждению конструкции.

Без должного охлаждения турбокомпрессора, которое обеспечивается циркуляцией масла, также повреждаются подшипники ротора. Они смазаны масляной пленкой, которая склеивается из-за отсутствия циркуляции масла при высоких температурах. В результате через некоторое время ротор может даже остановиться.

Чтобы избежать всех вышеперечисленных ситуаций, вы можете установить в свой автомобиль турботаймер. Благодаря ему вы можете безопасно покинуть автомобиль после остановки, не беспокоясь о работе турбокомпрессора. После извлечения ключа зажигания, запирания автомобиля и включения сигнализации двигатель некоторое время поработает.

Время задержки отключения двигателя регулируется автоматически. Чаще всего это одна минута. Принцип работы очень простой. Поворачивая ключ в замке зажигания, турботаймер использует собственное реле для подачи напряжения на систему зажигания в течение определенного периода времени, которого достаточно для поддержания работы двигателя.

По истечении заданного времени двигатель останавливается. Если водитель снова запускает двигатель при работающем турботаймере, вся операция не должна прерываться. Все, что ему нужно сделать, это повернуть ключ зажигания в положение зажигания, и он может продолжить движение.

Если автомобиль оборудован сигнализацией или иммобилайзером, подключение турботаймера тоже не проблема. Это устройство, подключаемое «после» противовзломных систем, благодаря которому они все еще могут выполнять свою роль. Когда он обнаруживает обкатку / кражу (пока двигатель продолжает работать из-за турботаймера), он немедленно выключает зажигание.

Турботаймер подключается к тем же системам, что и противоугонные устройства. Хотя его «устранение» при включении двигателя - довольно простая процедура для умелого вора, автомобиль все же защищен сигнализацией и иммобилайзером.

.

Что такое турботаймер и для чего он нужен?

Турботаймер - это устройство, используемое для продления срока службы двигателя и его компонентов. В руководстве мы представляем принцип работы турботаймера.

Возраст безнаддувных двигателей постепенно подходит к концу. Найти в предложении любого производителя автомобиль с дизельным двигателем без турбонаддува - настоящий подвиг. Кроме того, бензиновые двигатели все чаще используют мощность не за счет мощности, а за счет турбонаддува.Однако двигатели с турбонаддувом требуют особого внимания и ухода. Одним из практических решений, позволяющих поддерживать в исправном состоянии турбокомпрессор, является так называемый турботаймер.

Турботаймер

- зачем мы его используем?

При движении с большой нагрузкой (постоянное торможение и ускорение в городе или езда по быстрой дороге с большой скоростью) турбокомпрессор постоянно включается для помощи силовому агрегату. Турбокомпрессор приводится в движение энергией выхлопных газов двигателя, в результате чего рабочая температура турбины достигает нескольких сотен градусов Цельсия.Однако во время движения это не проблема, потому что моторное масло поддерживает нужную температуру. Он постоянно и равномерно охлаждает турбину и предотвращает ее перегрев. Ситуация меняется при выключении двигателя. Когда мы заглушаем двигатель, циркуляция моторного масла прекращается. «Ускоренная» и раскаленная турбина предоставлена ​​самой себе, без какого-либо охлаждения. В этот момент разница температур между турбиной и окружающим воздухом достигает нескольких сотен градусов.Возникающее внутреннее напряжение в турбонагнетателе может повредить металлическую конструкцию, а также разрушить подшипники ротора. Это, в свою очередь, может привести к его заклиниванию.

Смотрите также: Стоит ли перед покупкой пройти тест-драйв?

Всего этого можно избежать. Вам просто нужно знать, как правильно ухаживать за турбиной в нашем двигателе. Главное - не выключать двигатель сразу после работы, в которой турбокомпрессор был сильно нагружен.В зависимости от нагрузки рекомендуется оставить двигатель работать на холостом ходу от 1 до 5 минут перед выключением двигателя. Известно, что не у всех есть на это время и терпение. Многие из нас тоже могут этого не помнить. Хорошее решение - установить турботаймер. Благодаря этому, даже после извлечения ключа из замка зажигания, выхода из автомобиля и срабатывания сигнализации, система поддерживает работу двигателя на холостом ходу до тех пор, пока турбина не «замедлится» и не достигнет достаточно низкой температуры.

Принцип работы турботаймера

Когда мы поворачиваем ключ в замке зажигания, турботаймер использует собственное реле для подачи напряжения на систему зажигания в течение определенного периода времени, которого достаточно для поддержания работы двигателя . Когда соответствующее время истечет и турботаймер решит, что можно остановить двигатель, не повредив турбокомпрессор, он сделает это сам.

См. Также: Как недорого перевезти мотоцикл?

Защита от кражи

Оставить машину с работающим двигателем? Многим это кажется рискованной идеей.Однако бояться этого не стоит. Когда противоугонные системы обнаруживают вора / грабителя, они немедленно отключают зажигание, тем самым отключая двигатель, благодаря турботаймеру

.

Если хотите узнать больше, отметьте >>

Сет Польский Порядок - Как подготовиться к переменам ПРЕМИУМ 2022 года

.

Ради турбокомпрессора - устанавливаем турботаймер

Защита турбокомпрессора

Турбокомпрессор работает в очень сложных, даже экстремальных условиях. Высокая частота вращения ротора и температура до 1000 градусов требуют надлежащей смазки и надлежащего обслуживания. Также многое зависит от водителя и его стиля вождения. Одно из основных правил - необходимость охлаждения турбины перед остановкой двигателя. До сих пор нам приходилось помнить об этом каждый раз, теперь , благодаря небольшой модификации, может делать за нас турботаймер .

Принцип работы этого устройства заключается в том, что после извлечения ключа из замка зажигания двигатель продолжает работать в течение заранее запрограммированного периода времени, а затем автоматически выключается. Оптимальное время охлаждения турбины обычно составляет от 3 до 5 мин. ут.

Собираем турботаймер

Сборка турботаймера не сложная, но из-за необходимости демонтажа некоторых пластиковых элементов это довольно трудоемко. Начнем со снятия кожуха рулевой колонки, чтобы получить доступ к жгуту зажигания.Для этого открутите крепежные винты - в зависимости от модели вам понадобится отвертка Phillips или гаечные ключи TORX. Лучше всего установить турботаймер - купить специальный жгут, которым мы закрепим заводскую установку выключателя зажигания. Такое соединение простое, безопасное и, что немаловажно, неинвазивное. Если в будущем мы захотим отказаться от этого гаджета, от его разборки не останется и следа.

Если у нас нет жгута, нам нужно будет найти два основных провода от первого и второго положений зажигания. Проще всего это сделать с помощью универсального вольтметра (так называемого мультиметра). Повернув ключ в соответствующее положение, проверьте, какой кабель показывает напряжение 12 В. После того, как мы выбрали правильные провода, подключите к ним жгут турботаймера, затем припаяйте и закрепите изоляцией или термоусадочной трубкой. Еще два кабеля необходимо подключить к постоянному источнику питания 12 В и заземлению.

Последний провод подключен к датчику положения ручного тормоза - турботаймер сработает только при включении тормоза .Для этого нам нужно найти соответствующий кабель в центральном туннеле, что обычно предполагает разборку всей консоли. Однако иногда бывает достаточно снять перчаточный ящик, пепельницу, заглушку или рычаг переключения передач - все зависит от модели автомобиля. Стоит проявить креативность и ловкость, так как это сэкономит много времени и труда. Найдя упомянутый кабель, подключаем его к турботаймеру, припаиваем и закрепляем.

Жгут проводов турботаймера и панель управления подключены к модулю и размещены внутри приборной панели , чтобы она не двигалась во время движения.Для этого можно использовать двусторонний скотч или зажимы, которые обычно входят в комплект. Затем прикручиваем все ранее разобранные пластиковые элементы. Последний шаг - выбрать место, где мы будем устанавливать панель управления. Лучше всего это делать возле рулевой колонки, чтобы эффективно скрыть соединительный кабель.

Турботаймер

- это не только крутой гаджет, но и очень практичное устройство, которое поможет продлить срок службы турбокомпрессора. Стоимость такой модификации, по сравнению с возможным ремонтом, символична.На Allegro цены на турботаймер начинаются от 100 злотых. Столько же мы потратим на связку замка зажигания. При покупке убедитесь, что в комплекте есть инструкция с точной маркировкой проводов.

.90 000 Turbo с особым вниманием • AutoCentrum.pl

Автомобили, оснащенные турбокомпрессором, перестали быть синонимом роскоши. В настоящее время турбины все чаще можно встретить в небольших транспортных средствах с двигателями средней, а иногда и малой мощности. Турбокомпрессоры в таких конструкциях также используются для увеличения мощности, но это делается в рамках модного в последнее время уменьшения габаритов. Достаточно сказать, что они способны увеличить мощность бензинового двигателя на 15–30 процентов.В случае дизельных агрегатов эти значения могут быть еще выше - от 30 до даже 50 процентов. Однако кое-что за что-то. Использование автомобиля с «наддувом» требует особого ухода за механизмами турбокомпрессора. Неправильное обращение с ними всегда приводит к поломкам и дорогостоящему ремонту.

Не для raptusów

Принято считать, что автомобили с двигателями с турбонаддувом предназначены в основном для пользователей с высоким темпераментом. Это утверждение верно лишь отчасти.На практике использование таких автомобилей требует большой осторожности. Прежде всего, помните, что нельзя начинать движение сразу после запуска двигателя, особенно после длительной остановки. Почему? Дело в том, что масло, заполняющее каналы смазки турбокомпрессора, может достигать нужного давления. Благодаря этому устройство будет исправно работать во время движения, оптимально увеличивая мощность двигателя. Также подождем с более резкой работой акселератора, пока привод не достигнет соответствующей рабочей температуры.

Двигатель не глушить!

Это утверждение звучит как приказ и должно восприниматься как таковое всем владельцам автомобилей с наддувом. Что здесь происходит? После поездки на большое расстояние или очень динамичного вождения (читай: на высоких оборотах), после парковки дайте двигателю поработать на холостом ходу около пяти минут. Это время необходимо для надлежащего охлаждения турбины маслом, что предотвращает деформацию ее металлических элементов (особенно лопаток) из-за большой разницы давлений внутри и снаружи турбины.Последствия несоблюдения этого приказа могут быть еще более плачевными, например, повреждение керамических подшипников турбокомпрессора или даже заклинивание вала. Помните, что турбонагнетатель может вращаться со скоростью более 200000. об / мин, при экстремальной температуре до 800 ° C.

Turbo-Timer, т.е. выключить, и мотор продолжает работать

Иногда, однако, несмотря на большую заботу о турбонагнетателе в нашей машине, мы забываем о кардинальном Правило не выключать двигатель, как описано в предыдущем абзаце.Один раз не должно иметь серьезных последствий. Однако, если мы заведомо забывчивый человек, то нам стоит подумать о покупке устройства под названием Турбо-Таймер (см. Фото), которое будет «думать» за нас в этом вопросе. Это относительно простое решение, заключающееся в установке специальных датчиков в моторном отсеке. Их задача - автоматически отсрочить момент его отключения после поворота ключа в замке зажигания. Что немаловажно, установка Турбо-таймера не сложна и вы можете сделать это самостоятельно.Расход? В пределах 200 злотых.

Регулярные осмотры и хорошее топливо

Все пользователи автомобилей с турбонаддувом должны помнить о регулярных осмотрах, которые необходимо проводить не реже одного раза в два года в специализированных мастерских. Помните, что параллельно с осмотром следует менять смазочное масло и фильтр. Во избежание серьезной поломки турбокомпрессора специалисты также рекомендуют проявлять бдительность при заправке топливом. Используйте только фирменные станции, избегая дистрибьюторов в небольших, непроверенных точках.Об этом следует особенно помнить владельцам турбодизельных агрегатов. В их случае отложение сажи в системе особенно опасно для компрессоров, что при длительной работе может привести к серьезному отказу системы управления турбиной.

.

Turbo Timer HKS 10th Generation ⚫ Крупнейший интернет-магазин тюнинга в Польше

New & Simple, модель 10-го поколения

Результат более 300000 проданных по всему миру турботаймеров HKS

Описание продукта

  • Это устройство предназначено для запуска двигателя автомобиля с помощью ключа зажигания.
  • Простая функция холостого хода и простота эксплуатации.
  • Этот продукт можно использовать с существующими ремнями турботаймера.
  • Этот продукт не применяется к автомобилям, оборудованным кнопочным зажиганием.
  • Этот продукт несовместим с некоторыми автомобилями. Ознакомьтесь со списком приложений перед покупкой этого продукта.

Функция

  • Управление с помощью одной кнопки и красный светодиодный цифровой дисплей упрощают работу и улучшают видимость.
  • 5 диапазонов времени, выбираемых между 1, 3, 5, 10 и 30 мин.
  • Максимальная продолжительность таймера 30 минут.
  • Точная продолжительность времени может быть выбрана вручную.
  • Схема безопасности детектива ручного тормоза
  • Реле повышенной мощности
  • Таймер останавливается в нестабильных условиях, вызванных низким напряжением батареи и т. Д.

Характеристики

  • Простой и изысканный дизайн
  • Простая функция холостого хода и простота эксплуатации
  • Оптимальный размер сенсорной кнопки для простого управления
  • Волнистая панель вокруг кнопки для удобства работы.
  • Работает с кнопкой даже в темноте.
  • Точная настройка возможна даже при быстрой работе.
  • Дисплей с одной цифрой для удобного распознавания установленного времени
  • Продолжительность времени можно изменить простым нажатием кнопки.
  • Возможны интуитивно понятные операции.
  • Один семисегментный светодиод просто показывает настройку таймера.
  • При выборе «OFF mode» дисплей и зуммер выключаются.

Увеличение продолжительности таймера

  • Максимальная продолжительность таймера 30 минут.
  • Можно не только защитить турбокомпрессор, но и поддерживать температуру в автомобиле зимой и летом.
.

Epman Turbo Timer Red - Контроллер задержки выключения зажигания Epman с красной подсветкой - TTER - Интернет-магазин

Настройки файлов cookie

Здесь вы можете определить свои предпочтения в отношении использования нами файлов cookie.

Требуется для работы страницы

Эти файлы cookie необходимы для работы нашего веб-сайта, поэтому вы не можете их отключить.

Функциональный

Эти файлы позволяют использовать другие функции веб-сайта (кроме необходимых для его работы).Их включение предоставит вам доступ ко всем функциям веб-сайта.

Аналитический

Эти файлы позволяют нам анализировать наш интернет-магазин, что может способствовать его лучшему функционированию и адаптации к потребностям пользователей.

Поставщики аналитического программного обеспечения

Эти файлы используются поставщиком программного обеспечения, под управлением которого работает наш магазин.Они не объединяются с другими данными, введенными вами в магазине. Цель сбора этих файлов - выполнить анализ, который будет способствовать развитию программного обеспечения. Вы можете узнать больше об этом в политике Shoper в отношении файлов cookie.

Маркетинг

Благодаря этим файлам мы можем проводить маркетинговую деятельность.

.

Turbo Timer - Автомобили - OLX.pl

Вы хотите сохранить текущие критерии поиска? Сохраните ваш поиск Просмотр сохраненных Аби + 90 109 ОМЗ / rDETrvY2SlLVLnI4aqzvsBi7HBb2Web4U9 / OfDlPUXwX / Sd7HdYhXCXjp48WuWKcWfy7uV4j / 2LB0Cb4 + O7TGbH7tvoFKnSgf5klc32GcG0JLFydngEO / Hkb9Kt8RvA / xDyPK18tWwyMNHcerlVw9e8Pk8E9zfTLfh44MR7dmt3B5bWjvpo7Je0n1kC2CoUUZ3hjI4JzsEuterlo0fqp3gvshwKgjkHUTpS858bVvxkebbmszBpIRVAlyHnpNwN9 / EUNNGh3ZVi0RQ ==

  • Недавно просмотренные
  • Списки просмотра (0)
  • Просмотренные поиски
.

Смотрите также